Для решения вопросов правового регулирования в ядерной медицине Министерством здравоохранения и Министерством промышленности и строительства не было предпринято необходимых мер. Об этом говорится в запросе депутатов Сената Парламента РК.
Чтобы разрешить сегодняшнюю критическую ситуацию с нормативно-правовой базой в сфере ядерной медицины, депутаты предлагают рассмотреть возможность выделения этого направления медицины в отдельную подотрасль на уровне нормативно-правового регулирования и разработать для нее специальную нормативно-правовую базу, с внесением соответствующих изменений в действующее законодательство.
«Появление новых объектов и технологий ядерной медицины неразрывно связано с вопросами кадрового обеспечения и безопасностью работы специалистов при непосредственном контакте с открытыми источниками ионизирующего излучения.
В настоящее время в стране открыто 7 центров ядерной медицины, планируется открытие еще 4 центров, с общим количеством более 500 сотрудников. В ближайшей перспективе число персонала в этой отрасли будет только расти и уже сейчас вопрос их социальной защиты требует своего решения, чтобы данное направление было привлекательным для специалистов.
В этой связи, необходимо внести дополнения в «Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» (изменения на 31 декабря 2019)» и другие соответствующие подзаконные акты в части социальных льгот и гарантий, и недопущения причинения непоправимого вреда здоровью работников», - считают депутаты.
В этом году Казахстанский Институт ядерной физики и Европейский Центр ядерных исследований подписали в Женеве Соглашение в области высоких ядерных технологий для проведения высокоточных экспериментов. Нужно отметить, что в настоящее время на базе Института ядерной физики производятся всего два радиофармпрепарата «Йод-131» и «Технеций-99» для диагностики и терапии заболеваний и доставляются в медицинские центры городов Алматы, Астаны и Семей. Этого объема недостаточно, учитывая уникальную производственную базу и производственные возможности Института.
В США производится 49 радиофармпрепаратов, в странах Европы - 36, в России – 23. А такие важные радионуклиды для калибровки гамма-камер и ПЭТ–аппаратов как Кобальт-57 и Германий-68, Фтор-18 для ранней диагностики синтезируются только на единственном циклотроне Сyclone-30 Института. Причем изотоп Кобальт-57 поставляется в Германию и Россию. Однако это субпродукт, который потом после переработки за рубежом Казахстан закупает в виде готовых калибровочных источников, но уже за несколько миллионов долларов.
Поскольку два раза в год циклотрон Сyclone-30 останавливается на плановые профилактические ремонты на 30 дней, то в результате этого простоя ежегодно сокращается количество произведенных радиофармпрепаратов и около 1000 больных не получают соответствующие процедуры.
В этой связи необходимо изыскать средства по приобретению второго циклотрона и созданию собственной аккредитованной лаборатории для производства калибровочных источников ионизирующей радиации. Это позволит не только обеспечить казахстанский рынок, но и экспортировать данную высокотехнологичную продукцию в страны с высоким спросом на ядерные технологии, в такие как США, Франция и Турция.
В связи с вышеизложенным, для развития ядерной медицины в стране, депутаты предлагают:
Источник: pharm.reviews